Search
Close this search box.

История театра

Как все начиналось

У Башкирского государственного театра кукол богатая и славная биография. Ее первая страница написана была 5 февраля 1932 г. В этот день в Малом зале Уфимского дворца искусств (ныне театр оперы и балета) состоялся его первый спектакль «Репка». Естественно, театр возник не на пустом месте. У него была достаточно прочная творческая основа – самодеятельный кружок, организованный при Уфимской опытно-показательной школе. Руководила этим кружком человек необыкновенного таланта Мария Николаевна Елгаштина. Она же стала первым директором и режиссером кукольного театра.

Первые три месяца театр играл спектакли только на русском языке, а летом 1932 г. М. Н. Елгаштина привлекает к работе с куклами артистку Башкирского драматического театра Гамбару Мансурову, которая организует и возглавляет башкирскую группу театра. Вскоре театр стал называться Республиканским объединенным театром кукол.Репертуар был широк и разнообразен, он включал в себя как народные сказки: русские, башкирские и народов Кавказа и Прибалтики, Средней Азии, Дальнего Востока и Крайнего Севера, так и произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Пришвина, Маршака, Аксакова, Шварца…

Hо недолгим было безоблачное «детство» театра – началась Великая Отечественная война.

Театр кукол в годы Великой Отечественной Войны

Да, в тяжелые годы войны театр кукол оказался нужным. Его включили в план обслуживания госпиталей, его с нетерпением ждали раненые. В кратчайшие сроки были подготовлены эстрадные номера: скетч Л. Ленча «Сон Гитлера», сценка «Хирургия» по А. Чехову, башкирский, украинский, русский, венгерский танцы с куклами. Намеревались поставить пьесу В. Каверина «Митька в Кащеевой стране», где Кащей изображался Гитлером.

Традиция агитационных кукольных спектаклей в воинских частях к тому времени уже была достаточно распространена не только в России, но и в других европейских странах.

Сразу же после начала Великой Отечественной войны Президиум Всероссийского театрального общества вынес постановление «Об организационной работе по созданию оборонного антифашистского репертуара крупнейших советских писателей». Скоро возник и новый репертуар для фронтовых кукольных агитбригад. Отдел распространения при Всесоюзном управлении авторских прав выпустил в 1941–1942 гг. два «Сборника эстрады и кукольных пьес» для бригадных выступлений.

Принцип построения, композиция таких пьес и скетчей мало чем отличались от агитационной кукольной драматургии периода Гражданской войны и коллективизации. Однако, было и существенное отличие. Теперь на первое место был выдвинут близкий и понятный призыв уничтожать захватчиков, освобождать Родину. В самих же скетчах и коротких пьесах важно было высмеять этого врага, показать, что он слаб.

Так в популярной агитпьесе «Сон Гитлера» Л. Ленча в кошмарном сне мечется Гитлер, перед ним возникают призраки других захватчиков: Крестоносца, Хана Мамая, Наполеона. «Я болен? » — спрашивал у призраков Гитлер. «Болен, батюшка. Со здоровой головы на русских не кинешься», — отвечает ему хан Мамай, а Наполеон соболезновал: «24 июня 1812 года я пошёл на Москву, и русские разбили меня, а я, всё-таки, был гений… ».

Вспоминая о своих выступлениях на фронте, С. Образцов писал: «…Муссолини заказывал Гитлеру обед — шашлык по-кавказски. Гитлер послал адъютанта, тот вернулся весь перебинтованный. Гитлер спрашивает: «Что это у тебя в руке? » — «Это от шашлыка палочка». — «А шашлык где? » — «А шашлык они себе оставили». Потом была сцена заседания в рейхсканцелярии. Гитлер — немецкая овчарка с усиками — делал доклад целой собачьей своре. Очень темпераментно лаял и рычал, а вся свора подобострастно повизгивала. И тут неожиданно в небе со страшным грохотом появился наш истребитель. Артист Самодур не растерялся. Собака-Гитлер подняла голову, проводила взглядом советский самолет и, когда тот скрылся за деревьями, почесала лапой в затылке. Кто-то из солдат крикнул: «Что? Не нравится? » И тогда раздался такой хохот, которого я никогда в жизни не слыхал. Когда кончился наш концерт, к нам подошел генерал и сказал: «Большое вам спасибо. Нам завтра в бой, а сегодня солдаты будут крепче спать. Хорошее настроение перед боем — это очень важно».

Так что Башкирский театр кукол сразу встал в этот строй агитбригад. Так сообщает в красноармейской газете «Во славу Родины» старший лейтенант С. Риммер о приезде уфимской труппы на Карельский фронт: «Они привезли нам привет от работников искусств орденоносной Башкирии и всего башкирского народа и весёлый концерт, который с удовольствием посмотрят наши бойцы». «- К нам приехали артисты! – с какой радостью каждый раз мы произносим эти слова и передаем их друг другу, — пишет сержант В. Васильев. – Сегодня у нас гости необычные – куклы. Бурными аплодисментами встречают бойцы Елену Алексеевну Тюремнову – руководителя группы Башкирского кукольного театра. <…> Выступление окончено, но бойцы долго не расходятся – благодарят и дружески прощаются с любимыми гостями»

Артистов Башкирского театра кукол везде встречали тепло. Сатирические скетчи «Сон Гитлера» Л.Ленча, «Хирургия» А.П. Чехова, сказки «По щучьему велению» и «Царский глашатай», народные танцы в исполнении кукол. Нравились бойцам и выходы в «живом плане» — артисты театра сами с удовольствием исполняли «Гопак», башкирский, грузинский и другие танцы, пели популярные песни. Например, красноармеец М. Успенский запомнил исполнение песни-пляски «Лапти мои, лапоточки мои» артисткой Анной Милетиной. «И кто знает, — пишет М. Успенский, — не вспомнилась ли многим, слушавшим ее голос, родная деревня, веселая гулянка, тот хороший вечер, когда на свадьбе сегодняшнего зрителя-фронтовика гуляла вся его родня?»

Красноармеец М. Успенский вспоминает:

«- Я победил французов! – истошно орет людоед Гитлер явившемуся во сне Наполеону. А тот бьет бесноватого по морде и отвечает хладнокровно:

— Французов ты не победил! Ты победил Даладье.

Мечется зверь в своей берлоге. Скоро ему будет конец! Артисты сумели раскрыть эту главную мысль автора. Зритель от души хохочет над тем, как лупят юродивого «фюрера» тевтонец, явившийся со дна Чудского озера, захватчик Батый, «непобедимый» Наполеон».

Во время пребывания на Карельском фронте коллективу театра приходилось работать трудных условиях на воздухе, в неприспособленных помещениях, передвигаться по лесам и болотам. Артисты стойко переносили все трудности фронтовой жизни, после утомительной дороги сразу же давали концерты, и всё это нисколько не отражалось на качестве исполнения. В тылу тоже жилось несладко. Сегодня нельзя без волнения читать строки такого, например, документа: Распоряжение № 89-И СНК Баш. АССР от 4 марта 1944 года «…б) прикрепить творческий состав театра кукол в количестве 19 человек к столовой № 4; в) выделить для коллектива театра 6 пальто, 10 пар обуви, 15 отрезов на платье…». Но увлеченные искусством, приносящим людям радость, актеры готовы были работать и работать. Оттого особенно дороги слова признательности, пожелания здоровья и надежда на повторные выступления. Любопытен отзыв одной из войсковых частей, где играли наши кукольники. Кроме благодарности всему коллективу, отдельно бойцы отметили художника театра Александра Столбова, который для части «нарисовал цветными карандашами два больших портрета т. Сталина»

Касса:
Приёмная:
© 1932 – 2024 Башкирский государственный театр кукол