Электрогазета.рф – о премьере спектакля “Русалочка”
Все девочки мечтают о первой романтической любви и ждут принца. Но не всегда первая любовь бывает действительно прекрасной. Бывают и другие сценарии. И о них тоже надо рассказывать детям.
На сцене Башкирского государственного театра кукол состоялась премьера спектакля «Русалочка» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена.
Режиссёр спектакля Виктория Щербакова объяснила, почему для постановки выбрано именно это произведение.
— Мы хотели поговорить с юными зрителями о первой любви. О том, что в реальности любовь может оказаться совсем не такой, как рисовалась в мечтах. В своей сказке «Русалочка» Андерсен затеял очень серьёзный разговор. Но в то же время эта сказка очень романтична. Она просто пронизана романтикой, к которой так тянутся юные души. И об этом мы говорим с нашими зрителями. На этот спектакль обозначена возрастная категория 12+. Это наша адресная аудитория, ей уже интересна тема взаимоотношений.
Сюжет спектакля прост и одновременно многогранен и многослоен. Морскую принцессу Русалочку с раннего детства влечёт мир людей, окутанный загадками и тайнами. Больше всего на свете она любит проводить время возле мраморной статуи прекрасного юноши, разговаривать с ней и любоваться ею. В день 16-летия Русалочке впервые разрешают всплыть на поверхность моря. И надо же такому случиться, что именно в этот день над домом Русалочки разбушевался шторм. В этот шторм попал корабль, на котором оказался Принц, как две капли воды похожий на мраморную статую в саду Русалочки. Судьба…
Виктория Щербакова рассказала, что пьесу для спектакля написал уфимский драматург Владимир Аношкин, художником-постановщиком выступила Наталья Кандалова, музыку написал Владислав Савватеев. Когда создатели спектакля начали изучать материал, оказалось, что это сложнейшая сказка. Там есть и сакральные вещи, и религиозная тематика. Обнаружилось несколько слоёв, несколько подтем.
— Вдруг оказалось, что это очень сложный материал. Вначале думалось — Русалочка, романтика. А когда начали разбирать, то там такие темы, такие пласты! Мы были сами ошарашены этим. Можно было поставить просто детскую историю. Но тогда о чем она была бы? Можно было бы придумать счастливый конец, что мечта Русалочки исполнилась, они поженились с Принцем, жили долго и счастливо. Но у нас другая история для более старшего возраста, для более серьезного разговора со зрителем, — отметила режиссёр. — Да, концовка спектакля трагическая. Но, к сожалению, это правда жизни. И об этом мы тоже должны говорить. Мы хотели показать, что любовь Русалочки чистая и прекрасная. И у Русалочки можно учиться этой чистоте, красоте, учиться любить жизнь, верить в свою мечту, несмотря ни на что. От такой чистой любви всегда происходит очищение. Именно это светлое чувство помогает нам преодолевать любые преграды, вдохновляет на подвиги, даёт надежду, делает нас отважными и смелыми.
Коллективу авторов удалось поднять несколько тем. В спектакле введен дополнительный персонаж, которого нет у Андерсена. Это юнга, влюблённый в Русалочку. Виктория Щербакова объяснила, для чего это сделано. По ее словам, важно было показать, что не надо зацикливаться на объекте любви, надо смотреть шире.
— Когда мы влюбляемся в кого-то, мы же не смотрим по сторонам, — сказала режиссёр. — А если бы Русалочка увидела, что рядом есть человек, который любит её всем сердцем, то, возможно, у неё было бы счастье на земле. Мы говорим об этом в спектакле, и, может быть, какая-нибудь девочка в критический момент заметит, что рядом с ней есть настоящий друг, товарищ, который на самом деле достоин её, и судьба её повернётся по-другому.
Ещё одна подтема этого многоуровневого спектакля — обман молодого неискушенного Принца. К нему на маскараде подвели вместо Русалочки совсем другую девушку. И Принц, который хотел предложить руку и сердце прекрасной молчаливой незнакомке — Русалочке, стал жертвой вероломства. И позвал под венец другую.
Поднимается и тема судьбы. В роли судьбы выведена Ведьма. Ведьма ведает, знает, чем это всё закончится. Тем не менее она исполняет желание Русалочки.
Режиссёр сравнивает Ведьму-судьбу с родителями, которые уже многое понимают, которые уже прошли свой путь. Они хотят оградить ребенка от неприятностей, от беды, но ребёнок всё равно их не слушает. И родители соглашаются, говорят: «Конечно, иди, поступай, как ты хочешь. Но я уже прошел этот путь, я знаю, что может быть несколько вариантов».
В оплату за свои услуги Ведьма забирает у Русалочки голос.
— Я думаю, это тоже какая-то сакральная вещь, — высказала своё мнение режиссёр. — Ведь если человек тебя по-настоящему любит, слова не нужны. Он и так увидит твою любовь. Может быть, потом в награду за любовь голос у неё обратно бы вернулся. Такой вариант ведь тоже возможен. То есть путей много, вариантов много. Вот Принц никого бы не послушал и повел бы её под венец, и было бы у них счастье. И голос тут не важен. Голос сердца — это самое важное.
— Мне кажется, что «Русалочка» — это история с открытым концом, — уверена Виктория Щербакова. — Каждый зритель воспримет её по-своему. И каждый, посмотрев эту историю, выберет свой путь.
Автор: Евгения Сюткина