Первоклассники Уфы изучают закулисье театра кукол

7921311c43a377807dda2d0344cf26dfПервоклассники уфимской школы № 159 побывали за кулисами Башкирского государственного театра кукол. Они собственными глазами увидели, как рождаются куклы, кто их одевает, где они живут. И даже смогли оживить некоторых из них — побывали в роли кукловодов.

Мероприятие «Театр кукол. Ожившие куклы» прошло в рамках цикла учебных экскурсий «Мир волшебной сказки», который разработали экскурсоводы Городского центра туризма, краеведения и экскурсий Уфы.

— Сегодня мы окунулись в святая святых — жизнь закулисья, — говорит помощник главного режиссёра по литературной части Диана Гараева. — Увидели все стадии рождения кукол. Сначала побывали в конструкторском цехе, где создаются их скелеты, и пообщались с художником-оформителем игровых кукол Рамилем Шарифуллиным. Затем зашли в бутафорско-пошивочный цех, где куклы обретают «тела» — головы, руки, животики, и где их одевают.

Процесс создания куклы очень долгий — занимает несколько месяцев. Дети увидели, что в цехе работают несколько человек. После создания кукол художники вручную их расписывают. В этом же цехе делаются различные мячики, бабочки, листочки, которые используются в спектакле. Заглянули в световую рубку, посмотрели, как художник по свету Сергей Михайлов настраивает аппаратуру и управляет светом на сцене. А на складе увидели огромное количество хранящихся там кукол, которые задействованы в спектаклях театра.

673f60aea8196c9a6b862e71629a76c0

Цикл экскурсий «Мир волшебной сказки» задуман совсем недавно и сейчас только опробуется. В пилотных выездах участвуют ребята школы № 159.

— В процессе подготовки экскурсии перерабатывается огромный объем материала в библиотеках и в интернете, проводятся консультации с краеведами, с сотрудниками театра кукол и других организаций, с которыми мы сотрудничаем, — рассказывает методист городского центра туризма, краеведения и экскурсий Мария Щербакова. — Материал должен быть тщательно выверен, так как мы даём его детям. Очень важно изложить информацию на доступном детям языке, включить в экскурсию интерактивную часть, игры. При подготовке экскурсий мы опирались на программу в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.

Идея цикла учебных экскурсий хороша тем, что дети выезжают не спонтанно, как это иногда бывает — лишь бы куда-нибудь их из школы вывезти. Здесь все экскурсии запланированы заранее, цикл включает в себя несколько экскурсий — тематическую, виртуальную и музейную.

c95bec7caad2d97062c5d5600214b6e5

На виртуальной экскурсии «В гостях у сказки» ребята вживаются в образ какого-либо сказочного героя. Например, мальчики становятся Иванами-царевичами, а девочки — Василисами Премудрыми. Они живут в этой роли, выполняют определенные задания, знакомятся со своими героями, с их волшебными умениями, с историей названий сказочных персонажей. Во время этого знакомства ребята рассматривают картины известных русских художников — Виктора Васнецова, Ильи Репина.

На экскурсии в фольклорную мастерскую «Крупеничка» дети знакомятся с народными куклами. Закрепляется знакомство с теми персонажами, которых они видели на виртуальной экскурсии. Ребята не только видят кукол, изготовленных мастерами, но и сами получают возможность сделать обережную куклу-кувадку, которую раньше матери клали в колыбель к новорожденному. Её делать достаточно просто, вполне по силам первоклассникам — не надо ничего шить иголками, кукла связывается из кусочков ткани.

И, наконец, на экскурсии «Театр кукол. Ожившие куклы» ребята получают уникальную возможность побывать в цехах кукольного театра, пообщаться с мастерами, узнать о различных видах кукол, потрогать их, познакомиться с историей театра.

918041f0a253e90c74d21451dfd04e24

Проект пока в стадии разработки, это только начало. Но идея прекрасная, живая, с большим потенциалом. И впоследствии планируется распространить этот опыт на большинство школ Уфы.