f
Сегодня свой юбилей празднует заслуженная артистка Республики Башкортостан и Республики Крым Ольга Дудка!
08 декабря 2020
Еще будучи студенткой, Ольга Дудка начала участвовать в спектаклях Башкирского государственного театра кукол, со своих самых первых небольших ролей зарекомендовав себя как перспективная актриса.

Накануне юбилея Ольга Михайловна дала интервью газете "Вечерняя Уфа".

- Ольга Михайловна, расскажите, пожалуйста, о том, как Вы пришли в эту профессию…

- Знаете, совершенно случайно! Поступать на театральный факультет я не собиралась, ведь моей главной мечтой после школы был историко-английский факультет в педагогическом институте. Но, к моему большому сожалению, я провалила туда экзамены. Вступительные испытания в БГПИ проходили в сентябре, а в другие вузы документы уже не принимали. Зато как раз в это же время шли вступительные экзамены в институт искусств на кукольное отделение, куда собиралась моя подруга. На одном из прослушиваний нужно было исполнить танец, а она не очень хорошо это делала и попросила меня помочь - станцевать с ней в паре. Я подумала, а не попытать ли мне удачи на сценическом поприще? И рискнула: помимо танца выучила еще и басню, прозу, стихотворение… Успешно прошла все экзамены и поступила! Кстати, подруга моя, по иронии судьбы, не прошла экзаменационных испытаний…

- То есть нельзя сказать, что театр был Вашей мечтой детства?

- Несмотря на любовь к иностранным языкам, театр мне всегда был интересен. В детстве я даже ходила заниматься в театральную студию во Дворце «Юбилейном». У меня был замечательный педагог Виктор Яковлев. У него в студии я научилась многому. Можно сказать, что он и привил мне эту любовь к театру.

- Вы помните свою первую роль в Театре кукол?

- Накануне перед вступительными мне приснился сон, что на экзамене мне дают игрушечного зайчика и он начинает в моих руках оживать, говорить, двигаться… Как оказалось, сон был вещим. Ведь самой первой моей ролью в Татре кукол, представляете, стала роль Зайца в спектакле «Заячья школа»!

- Не обидно всю жизнь оставаться «в тени куклы»? Не хотелось ли Вам пойти работать в драматический театр?

- В драматический театр мне никогда не хотелось. За годы своей работы я только все больше убеждалась в том, что сделала правильный выбор, придя в Театр кукол. Еще занимаясь в театральной студии, меня смущало то, как я веду себя на сцене, мне на ней было очень неуютно. Не знала, куда деть руки, казалось, что я чересчур жестикулирую… Естественно, потом, в процессе учебы, эта скованность прошла, ведь педагоги все наши комплексы уничтожали просто на корню!
Поступив в институт искусств, я поняла, что театр кукол – это именно то, чем я хочу заниматься всю жизнь! Да, чаще всего зритель меня не видел, но ведь я нахожусь в этот момент на сцене и играю в спектаклях! В то же время могу выражать какие угодно эмоции. Красота! Потом, кстати, мне приходилось не раз играть в так называемом живом плане. Режиссеры почему-то часто выводили меня на сцену.

- Ольга Михайловна, наверное, за столько лет работы в театре у Вас появились «любимчики» среди персонажей?

- Конечно! В первую очередь это роль заглавного героя в спектакле Айрата Ахметшина «Золотой цыпленок». Пожалуй, это самая любимая моя роль, знаковая для меня. Одной из первых моих ролей в Театре кукол была также роль Внучки в спектакле «Вот так репка!» в постановке Владимира Гаранина. Она мне тоже очень нравилась, как и сам спектакль. Еще моя любимая роль – Лакшман в спектакле моего наставника Павла Мельниченко «Индийская легенда». Обожаю эту роль! С Лакшманом вообще удивительные вещи происходят – иногда во время спектакля кукла начинает жить своей жизнью. Словно это не я вожу куклу, а она меня. Такое случалось несколько раз прямо во время спектакля. Лакшман как будто вырывается и начинает говорить текст, двигаться, и делает это без моего участия. Мистика! Очень нравилась мне роль Мальвины в постановке Владимира Штейна «Приключения Буратино». Кстати, одна из моих любимых ролей сегодня – это Черепаха Тортилла в спектакле «Буратино» Петра Васильева. Вот так бывает – сначала мы играем и любим одни роли, а потом – другие, уже более возрастные...

- Изменился ли театр с тех самых пор, как Вы сыграли в нем свою первую роль? Какой он сейчас?

- Да, конечно, театр очень изменился, и разница между БГТК, который был тогда, и каким он стал сейчас, очень чувствуется. Изменились спектакли, режиссеры, актеры… Все изменилось. Даже музыка в спектаклях изменилась. Когда я только пришла в Театр кукол, все спектакли в основном оформлял композитор Сергей Миролюбов (он был у нас заведующим музыкальной частью). И так мне нравились всегда его сочинения, он как никто другой чувствовал детское настроение, понимал, что может понравиться ребенку. Его музыка для ребятни была очень жизнеутверждающей, оптимистичной, веселой...
Я не хочу сказать, что теперь все стало хуже, просто стало по-другому. Вот раньше наш главный режиссер Владимир Штейн всегда мыслил глобально. Это проявлялось в том, что, приходя на репетицию, он уже видел весь спектакль, заранее знал, кому и что делать. А сейчас спектакль зачастую рождается у нас в процессе репетиции. Для меня все-таки эталон в этом деле – Штейн, ведь я его ученица. На его репетиции никто никогда не опаздывал, мы попросту этого боялись – ведь он мог и выгнать. Одного его сурового взгляда было достаточно, чтобы понять, что он чувствует, слова были не нужны.

- Что Вас вдохновляет в Вашей работе?

- Недавно я пересмотрела все спектакли фестиваля «Соломенный жаворонок» - это фестиваль кукольных спектаклей для взрослой аудитории, который ежегодно проводит Челябинский театр кукол. В этот раз фестиваль проходил в формате онлайн, и у нас, наконец, появилась возможность посмотреть спектакли кукольников из других театров, не выезжая из Уфы. И так мне понравились некоторые постановки, просто слов нет! Получается, что и некие положительные стороны находятся вдруг в эпоху пандемии – нам стало доступно то, что раньше мы не могли увидеть.

Сейчас я смотрю спектакли Международного Большого детского фестиваля, которым руководит Сергей Безруков. Этот форум собрал на одной онлайн-площадке все спектакли для детей. Там есть и кукольные, и цирковые представления, и мюзиклы, и шоу на льду… Больше всего мне понравился спектакль Рязанского театра кукол «Пегий пес, бегущий краем моря». Его поставил режиссер Борис Константинов. Вдохновляюсь этим фестивалем, вдохновляюсь работами коллег.

- Какие у Вас еще есть привязанности, помимо актерской деятельности?

- Раньше я занималась восточными танцами, правда, сейчас перестала. Очень люблю пантомиму, я всегда ею занималась, еще с института. Моим педагогом в этом жанре был Ильдар Кудашев.
Еще я восхищаюсь автомобилями, мне очень нравится быстрая езда, чувство скорости. Ну и, конечно же, люблю путешествовать!

- А Ваши дети не мечтали стать артистами?

- Нет, никогда. Моя дочка с детства любила рисовать, и сейчас она архитектор. В школе ее самым любимым предметом стало черчение. Откуда эта страсть – мне не понятно. А мой сын всегда очень любил фотографировать и снимать на ви-деокамеру. Его увлечение стало профессией – теперь у него своя фотостудия.

- Ольга Михайловна, что бы Вы посоветовали человеку, который хочет связать свою судьбу с Театром кукол?

- Если вы хотите чего-то добиться в этой профессии, самое главное – будьте трудолюбивыми. Театр кукол требует и времени, и терпения, и физических сил. Некоторые вещи надо отрабатывать, и по многу раз, иначе ничего не получится. Поэтому все мы в театре кукол немножко… спортсмены.

Конечно же, у вас должно быть огромное желание учиться, желание целиком овладеть профессией. Я удивляюсь, когда некоторые актёры говорят, что они пришли в институт и сразу, без подготовки, стали играть. Так не бывает. Профессионалом делают артиста учеба и бесконечный тренаж. Бывают, конечно, и такие самородки, как, скажем, Ален Делон… Но это скорее исключение, чем правило.

Коллектив Башкирского государственного театра кукол поздравляет Ольгу Михайловну с юбилеем и желает крепкого здоровья, тепла и заботы, положительных эмоций и отличного настроения! Гармонии Вам и светлой радости, благополучия и удачи, зрительской любви и простого человеческого счастья!

Оценка качества обслуживания

Мустай Карим. Близкий горизонт
Большой зал
12+
2 часа 20 минут