История театра

Башкирский государственный театр кукол за 85 лет своего существования проделал огромный путь, полный поисков, побед, ошибок (а куда без них!) – но самое главное, вдохновенной работы, творческого рвения, которое до сих пор помогает этому коллективу выпускать спектакли, жить, оставаться любимым. Помогает театру и его история: сегодня, когда слушаешь рассказы ветеранов БГТК, многое кажется вымышленным, похожим на легенду. И, тем не менее, это быль, это происходило с нашим коллективом, многое даже в здании, где сейчас работает Театра кукол.

Окунемся в эту историю, без которой не было бы современности, без которой за нами не тянулся бы «шлейф» ассоциаций, воспоминаний, идей, приводящий в итоге к Башкирскому государственному театру кукол.

А все начиналось с небольшого увлечения, которому одна уфимская учительница изобразительного искусства уделяла все свободное время, постепенно увлекая за собой коллег и учеников…

Как все начиналось

М.Егаштина
Мария Николаевна Елгаштина

У Башкирского государственного театра кукол богатая и славная биография. Ее первая страница написана была 5 февраля 1932 г. В этот день в Малом зале Уфимского дворца искусств (ныне театр оперы и балета) состоялся его первый спектакль «Репка». Естественно, театр возник не на пустом месте. У него была достаточно прочная творческая основа – самодеятельный кружок, организованный при Уфимской опытно-показательной школе. Руководила этим кружком человек необыкновенного таланта Мария Николаевна Елгаштина. Она же стала первым директором и режиссером кукольного театра.

Первые три месяца театр играл спектакли только на русском языке, а летом 1932 г. М. Н. Елгаштина привлекает к работе с куклами артистку Башкирского драматического театра Гамбару Мансурову, которая организует и возглавляет башкирскую группу театра. Вскоре театр стал называться Республиканским объединенным театром кукол.Репертуар был широк и разнообразен, он включал в себя как народные сказки: русские, башкирские и народов Кавказа и Прибалтики, Средней Азии, Дальнего Востока и Крайнего Севера, так и произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Пришвина, Маршака, Аксакова, Шварца…

Но недолгим было безоблачное «детство» театра – началась Великая Отечественная война.

Театр кукол в годы Великой Отечественной Войны

афиша 1941Да, в тяжелые годы войны театр кукол оказался нужным. Его включили в план обслуживания госпиталей, его с нетерпением ждали раненые. В кратчайшие сроки были подготовлены эстрадные номера: скетч Л. Ленча «Сон Гитлера», сценка «Хирургия» по А. Чехову, башкирский, украинский, русский, венгерский танцы с куклами. Намеревались поставить пьесу В. Каверина «Митька в Кащеевой стране», где Кащей изображался Гитлером.

Традиция агитационных кукольных спектаклей в воинских частях к тому времени уже была достаточно распространена не только в России, но и в других европейских странах.

Сразу же после начала Великой Отечественной войны Президиум Всероссийского театрального общества вынес постановление «Об организационной работе по созданию оборонного антифашистского репертуара крупнейших советских писателей». Скоро возник и новый репертуар для фронтовых кукольных агитбригад. Отдел распространения при Всесоюзном управлении авторских прав выпустил в 1941–1942 гг. два «Сборника эстрады и кукольных пьес» для бригадных выступлений.

Принцип построения, композиция таких пьес и скетчей мало чем отличались от агитационной кукольной драматургии периода Гражданской войны и коллективизации. Однако, было и существенное отличие. Теперь на первое место был выдвинут близкий и понятный призыв уничтожать захватчиков, освобождать Родину. В самих же скетчах и коротких пьесах важно было высмеять этого врага, показать, что он слаб.

Сон ГитлераТак в популярной агитпьесе «Сон Гитлера» Л. Ленча в кошмарном сне мечется Гитлер, перед ним возникают призраки других захватчиков: Крестоносца, Хана Мамая, Наполеона. «Я болен? » — спрашивал у призраков Гитлер. «Болен, батюшка. Со здоровой головы на русских не кинешься», — отвечает ему хан Мамай, а Наполеон соболезновал: «24 июня 1812 года я пошёл на Москву, и русские разбили меня, а я, всё-таки, был гений… ».

Вспоминая о своих выступлениях на фронте, С. Образцов писал: «…Муссолини заказывал Гитлеру обед — шашлык по-кавказски. Гитлер послал адъютанта, тот вернулся весь перебинтованный. Гитлер спрашивает: «Что это у тебя в руке? » — «Это от шашлыка палочка». — «А шашлык где? » — «А шашлык они себе оставили». Потом была сцена заседания в рейхсканцелярии. Гитлер — немецкая овчарка с усиками — делал доклад целой собачьей своре. Очень темпераментно лаял и рычал, а вся свора подобострастно повизгивала. И тут неожиданно в небе со страшным грохотом появился наш истребитель. Артист Самодур не растерялся. Собака-Гитлер подняла голову, проводила взглядом советский самолет и, когда тот скрылся за деревьями, почесала лапой в затылке. Кто-то из солдат крикнул: «Что? Не нравится? » И тогда раздался такой хохот, которого я никогда в жизни не слыхал. Когда кончился наш концерт, к нам подошел генерал и сказал: «Большое вам спасибо. Нам завтра в бой, а сегодня солдаты будут крепче спать. Хорошее настроение перед боем — это очень важно».

фото 2Так что Башкирский театр кукол сразу встал в этот строй агитбригад. Так сообщает в красноармейской газете «Во славу Родины» старший лейтенант С. Риммер о приезде уфимской труппы на Карельский фронт: «Они привезли нам привет от работников искусств орденоносной Башкирии и всего башкирского народа и весёлый концерт, который с удовольствием посмотрят наши бойцы».

«- К нам приехали артисты! – с какой радостью каждый раз мы произносим эти слова и передаем их друг другу, — пишет сержант В. Васильев. – Сегодня у нас гости необычные – куклы. Бурными аплодисментами  встречают бойцы Елену Алексеевну Тюремнову – руководителя группы Башкирского кукольного театра. <…> Выступление окончено, но бойцы долго не расходятся – благодарят и дружески прощаются с любимыми гостями»

Артистов Башкирского театра кукол везде встречали тепло. Сатирические скетчи «Сон Гитлера» Л.Ленча, «Хирургия» А.П. Чехова, сказки «По щучьему велению» и «Царский глашатай», народные танцы в исполнении кукол. Нравились бойцам и выходы в «живом плане» — артисты театра сами с удовольствием исполняли «Гопак», башкирский, грузинский и другие танцы, пели популярные песни. Например, красноармеец М. Успенский запомнил исполнение песни-пляски «Лапти мои, лапоточки мои» артисткой Анной Милетиной. «И кто знает, — пишет М. Успенский, — не вспомнилась ли многим, слушавшим ее голос, родная деревня, веселая гулянка, тот хороший вечер, когда на свадьбе сегодняшнего зрителя-фронтовика гуляла вся его родня?»

Красноармеец М. Успенский вспоминает:

«- Я победил французов! – истошно орет людоед Гитлер явившемуся во сне Наполеону. А тот бьет бесноватого по морде и отвечает хладнокровно:

— Французов ты не победил! Ты победил Даладье.

фото 4Мечется зверь в своей берлоге. Скоро ему будет конец! Артисты сумели раскрыть эту главную мысль автора. Зритель от души хохочет над тем, как лупят юродивого «фюрера» тевтонец, явившийся со дна Чудского озера, захватчик Батый, «непобедимый» Наполеон».

Во время пребывания на Карельском фронте коллективу театра приходилось работать  трудных условиях на воздухе, в неприспособленных помещениях, передвигаться по лесам и болотам. Артисты стойко переносили все трудности фронтовой жизни, после утомительной дороги сразу же давали концерты, и всё это нисколько не отражалось на качестве исполнения.

В тылу тоже жилось несладко. Сегодня нельзя без волнения читать строки такого, например, документа: Распоряжение № 89-И СНК Баш. АССР от 4 марта 1944 года «…б) прикрепить творческий состав театра кукол в количестве 19 человек к столовой № 4; в) выделить для коллектива театра 6 пальто, 10 пар обуви, 15 отрезов на платье…».

Но увлеченные искусством, приносящим людям радость, актеры готовы были работать и работать.

Оттого особенно дороги слова признательности, пожелания здоровья и надежда на  повторные выступления. Любопытен отзыв одной из войсковых частей, где играли наши кукольники. Кроме благодарности всему коллективу, отдельно бойцы отметили художника театра Александра Столбова, который для части «нарисовал цветными карандашами два больших портрета т. Сталина»

фото 1Они привезли нам привет от работников искусств орденоносной Башкирии и всего башкирского народа и весёлый концерт, который с удовольствием посмотрят наши бойцы.

Лето 1941 года. Коллектив собирался на гастроли по Уралу, но война перевернула все планы. Театр кукол срочно начал перестраиваться на работу в новых условиях.

В кратчайшие сроки были подготовлены эстрадные номера: скетч Л. Ленча «Сон Гитлера», сценка «Хирургия» по А. Чехову, башкирский, украинский, русский танцы с куклами. Намеревались поставить пьесу В. Каверина «Митька в Кащеевой стране», где Кащей изображался Гитлером. Но помещение Дома пионеров, где в то время обитал сам театр, занял прибывший из Москвы Коминтерн. За театром закрепили лишь небольшую комнату.

В тяжелые годы войны театр кукол оказался нужным. Его включили в план обслуживания госпиталей, его с нетерпением ждали раненые. Вот где пригодилась практика выездных спектаклей с Петрушкой! Актерам легко удавалось находить отклик у бойцов, а мера ответственности и значимости их дела придавала уверенности в своих силах.

В этот период артистам пришлось осваивать новый для них жанр сатиры. Даже в «Щуке» (так называли артисты спектакль «По щучьему велению»), включенной в одну из программ, победа Емели над глупым Царем и капризной Несмеяной игралась с подтекстом.

афиша 1944В феврале 1942 года в Башкирском отделении Всероссийского театрального общества отпраздновали 10-летний юбилей коллектива. Много теплых слов прозвучало от коллег, представителей общественности, госпиталей, воинских частей, работников детских садов, школ. Маленький и скромный театр знали и любили, придавали его деятельности большое значение.

Как только освободилось помещение в драмтеатре, коллектив принялся  за постановку больших спектаклей. Одним из заметных явлений стал спектакль «Большой Иван» С.Образцова и С. Преображенского. Первоначальная постановка Елгаштиной в 1940 году прошла незаметно. В 1943 году другой вариант создал артист образцовского театра А.П. Кустов (он отстал от эвакуированного в Алма-Ату ГЦТК и задержался в Уфе).

Всё оформлялось, как в московском спектакле Государственного центрального театра кукол 1937 года. События сказки ассоциировались с реальностью. Зрители, особенно мальчишки, бурно переживали за главного героя. Все события в спектакле: предательство братьев, ослепление Ивана, его приключения, обретение им свободы принимались ребятами близко к сердцу.

Спектакль уфимцев «Большой Иван» получился содержательным и серьёзным. Успешное взаимодействие человека и куклы побудило руководителя театра Елгаштину продолжить опыты с введением «живого плана» в уфимские спектакли.

В феврале 1944 года появился спектакль «Снежная королева» Е. Шварца. Он отмечен одним новшеством – впервые здесь появилась тростевая кукла. Открытие этой системы в 30-е годы ХХ века стало сенсацией в кукольном мире. Возможности широкого жеста, изящество походки, гибкость талии – эти преимущества в пластике куклы возникали с появлением тростей – позволяли обогатить репертуар.

В Башкирском театре тростевая кукла использовалась пока слишком скромно, только для разнообразия пластического рисунка, зачастую тростевые куклы соседствовали в одном спектакле с перчаточными, и некоторые рецензенты отмечали эклектичность, случайное совмещение разных систем театральной куклы.

И все же некоторый эмоциональный отклик в сердцах зрителей достигался с помощью пока скромных технологических нововведений. Не случайно приглашенный на премьеру «Снежной королевы» композитор Х. Ахметов был изумлен увиденным и сразу же согласился написать музыку для нового спектакля «Волшебная палочка».

Продолжалась война. Люди театра занимались творчеством в суровых условиях военного времени. Забота об их существовании легла на плечи нового директора Е.А. Тюремнову, сменившую В.З. Сидурина, ушедшего на фронт. Энергичная и добросовестная, она очень многое сделала, чтобы улучшить бытовые условия работников театра. Благодаря ее хлопотам, театр кукол перевели в третью тарификационную группу – это дало право на прикрепление к столовой.

Сегодня нельзя без волнения читать строки такого, например, документа: Распоряжение № 89-И СНК Баш. АССР от 4 марта 1944 года «…б) прикрепить творческий состав театра кукол в количестве 19 человек к столовой № 4; в) выделить для коллектива театра 6 пальто, 10 пар обуви, 15 отрезов на платье…».

Жилось несладко. Но увлеченные искусством, приносящим людям радость, актеры готовы были работать и работать. По инициативе директора летом 1944 года бригада из 10 человек выезжала на Карельский фронт, где уфимские артисты выступали в дивизиях и прифронтовых госпиталях. Вот что писал красноармеец М. Успенский в газете «Смерть фашизму» (18 июня 1944 года): «… На сцене появился Петрушка… тот самый Петрушка, о котором народное предание говорит, что он прошел и огни, и воды, повергая на своем пути всех угнетателей… Лица зрителей, пришедших на постановку из окопов передовой линии, светлеют. Они с удовольствием смотрят народные танцы в исполнении кукол – башкирский, грузинский, украинский. Смотрят и слушают песню-пляску «Лапти мои, лапоточки мои». «Эх, милая моя!» — лихо растянула концовку этой песни арт. Милетина. И кто знает, не вспомнилась ли многим, слушавшим ее голос, родная деревня, веселая гулянка, тот хороший вечер, когда на свадьбе сегодняшнего зрителя-фронтовика гуляла вся его родня? Идет скетч Л. Линча «Сон Гитлера» … Зритель от души хохочет над тем, как лупят юродивого «фюрера» тевтонец, явившийся со дна Чудского озера, захватчик Батый, непобедимый Наполеон… Лучшими номерами постановки театра являются чеховская «Хирургия» и народная сказка «По щучьему велению». Подкупает мастерское исполнение ролей дьячка (арт. Визарова) из «Хирургии», Емели (А. Пентегова) и Несмеяны (арт. Е. Кастрова) в «Щуке». Хорошо сделал театр, выступив перед нами с этим репертуаром. Успех государственного театра кукол орденоносной Башкирии на фронте – яркое доказательство тому, что сердца нашего народа с армией слиты».

По воспоминаниям актрисы Н.С. Пеговой, «не только за игру, за наши спектакли полюбили нас бойцы, но и за добрую примету – когда приезжал выступлениями наш театр, во время выступления не было ни одного воздушного налета» («Ленинец», 13 апреля 1982 года).

Высоко оценила Родина труд башкирских кукольников: артистам были вручены грамоты «За самоотверженную работу по художественному обслуживанию частей Красной Армии и госпиталей в период Отечественной войны 1941 – 1945 годов», а четверо из них: В.М. Бычкова, Л.Р. Визарова, Н.М. Костусенко, А.С. Пентегова были удостоены медалей «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны».

Театр работал на фронте, а Мария Николаевна Елгаштина продолжала посещать госпитали. Надев на руку куклу, она читала стихи, разговаривала с ранеными. Больные, искалеченные люди радовались и ждали прихода кукольницы как праздника. В 1944 году за самоотверженный труд  в годы войны М.Н. Елгаштиной присвоили звание «Заслуженный деятель искусств БАССР».

Тем временем в башкирской бригаде вышел спектакль «Волшебная палочка». Автор пьесы, ведущий артист башкирского драмтеатра Г. Шамуков уже несколько лет сотрудничал с этим коллективом. Он инсценировал и поставил с артистами произведения классика татарской литературы Г. Тукая «Шурале» (1941), «Русалка» (1942). Новая пьеса была написана по мотивам народной сказки «Падчерица». Спектакль получился национальным по духу, колориту. Режиссер Шамуков, кукол сделала Штейнкопф.

В 1945 году Елгаштина решила поставить эту башкирскую пьесу в русской бригаде. В ее варианте обращали на себя внимание куклы, выполненные начинающим художником А. Столбовым.

В отличие от башкирского – веселого, музыкального – спектакль русской бригады получился более лиричным.

В газетной заметке «Любимый театр детей» («Красная Башкирия», 5 февраля 1945 года) отмечалась удачная пьеса, а «реалистической живости и убедительности спектакля способствовали легко подвижные куклы, сделанные по новой системе, на тростях». Первый опыт постановки национальной пьесы в русской группе был признан удачным.

На всероссийском смотре театров для детей (октябрь 1945 – март 1946) спектакль «Волшебная палочка» получил высокую оценку. В «Приказе Комитета по делам искусств при Совмине СССР» от 26 сентября 1946 года уфимский театр кукол отметили за инициативу в организации совместной творческой работы с драматургами. Да, театр выстоял. Хотя не вернулись с войны актер Я. Зинатуллин, художник Ю. Синицын, баянисты А. Хафизов и Г. Сиббагатуллин. Но работники театра устояли перед невзгодами военной поры. Согревало, давало им веру в себя дело, нужное людям.

Театр продолжает свой путь дальше

Кончилась война, и театр снова обратился к своему главному зрителю – детям. Сказки старые и новые учили их добру и справедливости, честности и трудолюбию, смелости и дружбе. Изме­нилась репертуарная политика театра, ибо в нём стали работать талантливые режиссеры: М. Кондратьев, И. Кулага, Н. Мисюра, К. Гадельшин, художники и кукольные мастера: О. Штейнкопф, Н. Громова, Б. Домашников, 3. Сахно, П. Воскресенский.

Театр стал уделять более серьезное внимание башкирской драматургии, в репертуаре появляются имена Р. Нигмати, К. Даяна, А. Бикчентаева, С. Кулибая. Повышению художественного уровня спектаклей способствовало также сотрудничество с известными композиторами: 3. Исмагиловым, Н. Сабитовым, Т. Каримовым. Многим поколениям зрителей запомнились актеры: Г. Хусаинова, А. Корнеева, И. Костусенко, А. Бардина, Р. Валеева.

Долгие годы у театра не было специального помещения. В ноябре 1976 г. театр пригласил зрителей в свой новый дом по адресу: проспект Октября, 158. С этого времени у театра начинается новая, поистине творческая жизнь.

Владимир Михайлович Штейн
Владимир Михайлович Штейн

Большая дружба связывала Башкирский театр с ГЦТК под руководством С. В. Образцова. Еще в 1956 г. режиссер этого театра поставил в Уфе спектакль «По щучьему веленью». И вот спустя два десятилетия здесь стал работать ученик Сергея Владимировича Образцова Владимир Михайлович Штейн. Директор театра заслуженный деятель искусств РФ Наджет Миннигалеевич Аюханов и Владимир Михайлович Штейн сделали в эти годы все возможное и даже невозможное. Театр получил огромное признание: его стали приглашать на фестивали не только союзного, но и международного значения. Спектаклем «Белый пароход» Ч. Айтматова БГТК представлял Российскую Федерацию на Международном фестивале театров кукол Азии в Ташкенте, а спектаклем «Галима» М. Гафури представлял всю нашу страну на IV Международном фестивале театров кукол в Венгрии, где был награжден специальным дипломом международного союза деятелей театра кукол UNIMA. В этот же период театр стал лауреатом премии им. Г. Саляма (за спектакль «Галима» по повести М. Гафури «Черноликие»).

В 1980 г. театр ездил с творческим отчетом в Москву. Это событие стало большим праздником в жизни коллектива. В 1988 году театр участвовал на фестивале в Индии. За спектакль «Индийская легенда» (режиссер заслуженный деятель искусств РБ Павел Романович Мельниченко) театр был удостоен Международной премии им. Дж. Неру.

С 01.10.1989г. по 28.06.1994г. творческим коллективом руководили Р. Н. Халилов (директор) и заслуженный артист РФ, народный артист РБ А. Ахметшин (главный режиссер с 10.01.1991 по 13.04.1994гг.)). Репертуар театра обогатился новыми спектаклями: «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова, «Камыр-батыр» И. Равилова, «Мы сами с усами» Л. Валеева, «Черная курица» А. Погорельского, «Маленькая фея» В. Робадана, «Три поросенка» С. Михалкова, «Айыу бабай» С. Алибая и др. Наряду с новыми театр ставит самые лучшие спектакли прошлых лет. Например, «Озеро заколдованного коня», «Божественная комедия», «Волшебная шкатулка» и другие.

Сотрудничество с Индией

Башкирский государственный театр кукол связывает давняя дружба с этой страной. Еще в 1987 году прославленный режиссер Павел Мельниченко создал спектакль “Индийская легенда” на основе эпоса “Рамаяна”. В том же году театр отправился на гастроли в Индию, где имела огромный успех и стала лауреатом Международной премии имени Джавахарлала Неру. К слову, до сих пор Башкирский театр кукол остается единственным в России обладателем этой почетной государственной награды Индии.

В рамках сотрудничества двух республик — Индии и Башкортостана — Башкирский государственный театр кукол выезжал на гастроли в 2000 году так же со спектаклем «Индийская легенда».

В 2015 году принял участие XXIX Международном фестивале искусств “Сураджкунд Мела”, который проходил с 1 по 15 февраля в пригороде Дели. Каждый день уфимцы показывали публике фрагменты из своих спектаклей «Индийская легенда», «Урал-батыр» и «Панчатантра» (режиссер последних двух — Ильмар Альмухаметов). Уфимскую делегацию тепло приняли в Культурном центре Посольства России в Индии. Здесь артисты дали представление для сотрудников дипмиссии и их детей.

Шеф-министр штата Харьяна, на территории которого развернулось действо, Шри Манохар Лал отметил мастерство актеров из Уфы и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество. Специально для гастролей художники БГТК отреставрировали семь кукол из легендарной постановки Павла Мельниченко. Всего в гастролях участвовало 14 человек от театра, в спектаклях использовалось более тридцати кукол.

Башкирский государственный театр кукол уверенно ищет свои собственные пути в искусстве

В девяностые годы театру было нелегко так же, как и всей стране – постоянная смена руководства, невостребованность, тяжелые материальные условия – пережить это было бы практически невозможно, если бы не тот багаж мастерства, не тот обширный репертуар, который театр вынес из 80-х.

Театр сегодня ориентирован на тот уровень, который был достигнут в 70-80-е годы. Мы уверены, что нам удастся возродить традиции театра времен В.М. Штейна, мы собираем полные залы на утренних, планируем выпускать вечерние. С 2012 года театр проводит свой фестиваль — Окружной фестиваль театров кукол «Театральное Поволжье» — «Ниточка».

Молодой директор театра Альберт Имамутдинов уверенно ведет коллектив, ориентируясь на лучшие достижения театров кукол России и зарубежья. Преемственность поколений – еще один немаловажный фактор на пути к успеху. Молодые артисты Артем Самигуллин, Эмиль Латыпов, Нино Церцвадзе, Сергей Булка, Кристина Валиева, Райля Гизатуллина — все они получают профессию из рук настоящих мастеров: Айрата Ахметшина, Антонины Заяц, Рамили Кубагушевой, Миндигаян Сафиной, Виктории Щербаковой, Ольги Шарафутдиновой, Ольги Дудка, Альбины Шумячер, Фатиха Давлетбаева и многих других. Сегодня театр полон надежд, готов вновь и вновь радовать наших зрителей, являя им безграничные возможности театра кукол – театра, в котором можно возможно все, от Петрушки до Прометея…

История в датах

За 85 лет своего существования театр прошел долгий путь развития, накопил богатейший творческий опыт. Самобытность творческого облика Башкирского государственного театра кукол, уникальность сложившихся в нем традиций признана не только в России, но и за ее пределами:

1979 г. —  лауреат Международного Фестиваля театра кукол  стран Азии в Ташкенте («Белый пароход» И.Гусева, С.Потабенко);

1982 г. — дипломант Международного Фестиваля кукол в Венгрии («Черноликие» М.Гафури);

1987 г.- Международная премия им. Джавахарлала Неру (спектакль «Индийская легенда»);

1997 г. – дипломант Международного фестиваля театров кукол г.Измир («Храбрый петух» Н.Гаитбаева);

2000 г. – дипломант  Международного фестиваля «Гостиный двор», г.Оренбург («Долгое-долгое детство» М.Карима);

2000 г. – дипломант Международного фестиваля театров кукол г.Дели Индия («Индийская легенда» С.Потабенко, И.Гусева);

2001 г., 2003г.  – дипломант Международного фестиваля театров кукол, г.Симферопль, г.Краснодар («Акбузат» Г.Шафикова);

2002 г. — дипломант Международного фестиваля театров кукол, г.Бурса Турция («Букет для мамы» И.Альмухаметова);

2003 г. — дипломант II Международного фестиваля театров кукол им. С.Образцова, г. Москва («Холодное сердце» В.Гауфа);

2004 г. — дипломант Международного фестиваля театров кукол «Кееда», г.Элиста («Песнь сэсэна» Г.Шафикова);

2005 г. — дипломант Республиканского фестиваля «Театральная весна -2005», г. Уфа («Ульмасбай» М.Карима);

2006 г. – дипломант Фестиваля театров кукол «Большой Урал», г.Челябинск («Али-баба и сорок разбойников» инсценировка Ф.Алибаевой);

2007 г. – дипломант Фестиваля театров кукол «И-Волга», г.Тольятти («Про муми-дом и всех, кто в нем» А.Баранова);  дипломант Фестиваля театров кукол «Радуга», г.Самара («Живая вода» Ф.Алибаевой);

2008 г. – дипломант III Республиканского фестиваля «Колонсак», г.Уфа («Любовь и ненависть» З.Биишевой); дипломант Фестиваля театров кукол «Радуга», г.Самара (Гусиный король» С.Суриной);

2009 г. – дипломант Республиканского фестиваля «Театральная весна-2009», г. Уфа («Аминбек» Р.Янбулатова); дипломант IX Международного фестиваля тюркских народов «Науруз», г. Казань  (Живая вода» Ф.Алибаевой).

2011 г. – дипломант Международного фестиваля театров кукол в г. Баку (спектакль «Звездочка» Н.Шмитько);

2012 г. – лауреат Первого Окружного фестиваля театров кукол «Театральное Поволжье» — «Ниточка» (Уфа), спектакль «Звездочка» Н.Шмитько;

2014 г. — в г. Набережные Челны Республики Татарстан прошел IV Международный фестиваль театров кукол «Рабочая лошадка», где Башкирский государственный театр кукол показал спектакль «Золотой цыпленок». Дипломом в номинации «Лучшая актерская работа» был награжден актер театра народный артист России и Республики Башкортостан Айрат Ахметшин, за роль Волка;

2015 г. – обладатель гран-при на Первом фестивале театров кукол «В гостях у Оле-Лукойе» в городе Йошкар-Ола;

2016 г. – дипломант 5-го Международного фестиваля театров кукол «Рабочая лошадка в городе Набережные Челны (Республика Татарстан). Актриса Диля Муллабаева заняла 2-е место в песенном конкурсе, коллектив БГТК получил специальный диплом «За актерский энтузиазм», а также занял 3-е место в конкурсе плакатов;

2016 г. – дипломант Международного фестиваля в г.Киров «Вятка – город детства». Народный артист РФ Ахметшин А.А. – обладатель специального приза за лучшую мужскую роль;

2016 г. – дипломант Международного фестиваля театров кукол в г.Казань «Шомбай-fest».

2017 г. — обладатель специального приза «За высокохудожественное воплощение эпоса «Урал-Батыр» и Приза зрительских симпатий на IX Республиканском фестивале «Театральная весна».